«Здоровьесберегающие технологии как средство  освоения школьниками учебной деятельности при обучении физике»

Информация об опыте

        1.Тема опыта:    «Здоровьесберегающие технологии как средство  освоения школьниками учебной деятельности при обучении физике».

        2.Автор опыта: Ширинских Галина Алексеевна: работает учителем физики   в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» с 1992 г.

        3.Условия становления опыта

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» расположена в микрорайоне «Журавлики», по адресу: ул. Королева д.2 а. В ней обучаются дети проживающие на улицах Преображенская, Космонавтов, Королёва, Петра Великого, Агошкова и других. В данной школе учатся 757 детей рабочих и служащих Лебединского ГОКа, комбината КМАруда, Губкинского мясокомбината и других предприятий города.

По результатам мониторинга уровень воспитанности обучающихся в данной школе – средний.

Научно-технический прогресс неизбежно приводит к возрастанию объёма знаний, которые должны быть приобретены в период обучения в средней школе, повышает требования к уровню общего образования людей. Когда возникла необходимость в общем обязательном среднем образовании, актуальной стала проблема совершенствования содержания, методов и организационных форм обучения. Необходимо не только сообщить систему научных знаний, но и навыков познавательного и практического характера. Обучающиеся должны будут быстро ориентироваться в новой обстановке, мыслить самостоятельно, свободно от стереотипов.

        4.Актуальность опыта  заключается в том, что взросление нынешнего молодого поколения происходит в условиях быстро меняющегося мира, наполненного огромным объемом информации. Цель современной школы- подготовка детей к жизни в нем. Все больше повышаются нагрузки и востребованность в информации. В школах активно применяются современные средства обучения: компьютеры, аудио - и видеотехника. Это порождает определенные проблемы сохранения здоровья школьников и педагогов. Осознание  своей  ответственности за здоровье учащихся   приводит  к  поиску и  решению  проблемы негативного влияния нарастающей информатизации учебно-воспитательного процесса на здоровье учащихся в овладении здоровьесберегающими приемами и методами.

Опыт актуален ещё и потому, что решает ряд проблем, стоящих перед современной школой:

1) противоречие между требованиями овладеть единым уровнем среднего образования и необходимостью удовлетворения индивидуальных запросов и интересов обучающихся;

2) между традиционными методами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний и ориентацией на развитие творческих способностей и самостоятельности;

3) между требованиями педагога и неспособностью ряда учащихся удовлетворять этим требованиям;

4) противоречие между принципами дидактики – научностью и доступностью, системностью и последовательностью, самостоятельностью и активностью учащихся в усвоении учебного материала, приобретении нужных им  для дальнейшего обучения профессии знаний, умений и навыков.

        5.Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для реализации потенциальных возможностей обучающихся с помощью таких методов и приёмов обучения, которые пробуждают интерес у обучающихся и вызывают желание приобретать знания. Это возможно при использовании идеи педагогики сотрудничества и налаженном психологическом контакте на эмоциональном уровне между учителем и обучающимся. Для реализации индивидуальных способностей ученика необходимо подбирать методы и формы обучения так, чтобы разнообразная  познавательная деятельность способствовала формированию прочных знаний, умений и навыков, так как опирается на все сенсорные системы: «вижу» - «слышу» - «чувствую», а также вкус и запах (ВАК).

         Причиной возникновения идеи является то, что российская система образования вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием его целей и ценностей, новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий. Меняются цели и задачи образования, акцент переносится на личностно - ориентированный подход, формирование компетентности. В условиях же личностно-ориентированного обучения образовательный процесс организован оптимально, если ученика не просто воспитывают и учат, а создают условия, в которых он воспитыается и учится. За годы педагогической деятельности сформировалась и окрепла моя позиция: нельзя научить школьника всему, что понадобится ему в жизни, но можно и нужно научить самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Использование нестандартных форм и методов работы позволяет учителю сделать урок физики более живым, интересным, снять нервное напряжение и усталость учащихся, восстановить их внимание и работоспособность. Решать эти проблемы наряду с традиционными методами обучения позволяют современные технологии и прежде всего здоровьесберегающие. Они повышают эффективность урока, позволяют привлечь учеников к активной работе.

Сущность опыта заключается в том, что процесс обучения направлен на развитие личности ученика с учётом его индивидуальных интересов и устойчивых профессиональных склонностей. Усвоение знаний осуществляется в контексте различных видов деятельности, в том числе и самостоятельной работы, которая и создаёт ситуацию необходимости получения новых знаний.      

        6. Длительность работы над опытом составляет 5 лет.

        7. Диапазон опыта распространяется как на отдельную педагогическую ситуацию, так и на систему уроков и на внеклассную воспитательную систему.

        8. Теоретическая база опыта.

         В основе моего педагогического опыта лежат: поэтапная система обучения   Н. Н. Палтышева, технология развивающего обучения Щукиной Т. И., идеи педагогического сотрудничества А. Н. Леонтьева и Ш. А.Амонашвили, система  здоровьесберегающей образовательной технологии Петрова О.В.

В настоящее время стоит вопрос об усовершенствовании способов формирования человека Мира, человека Земли, который не может решиться без использования личностно-ориентированного подхода к обучению с учётом индивидуальных способностей и потребностей школьников, лежащего в основе здоровьесберегающих технологий в обучении. Они повышают эффективность урока, позволяют привлечь учеников к активной работе, развивают такие качества личности как: умение работать в коллективе, коммуникабельность.

        9. Новизна педагогического опыта заключается в комбинации известных методик и элементов здоровьесберегающих технологий: средств двигательной направленности, гигиенических факторов, частой смены видов и разнообразных форм учебной деятельности школьников.

Скачать полный текст документа Aktualnyi_pedagogicheskii_opyt.doc

© galya-shirins

Конструктор сайтов - uCoz